Site pages
Current course
Participants
General
Введение
Организация рабочего места
Учимся печатать быстро
Правила оформления машинописных работ
Topic 5
Topic 6
Topic 7
Topic 8
Topic 9
Topic 10
Приступаем к работе
В обучении набору можно выделить несколько этапов:
- Постановка пальцев.
- Формирование элементарных механических навыков набора на основе:
- тренировок на тренажере,
- реальной работы на компьютере.
- Совершенствование навыков и скорости набора:
- набор с листа,
- набор с голоса,
- набор на двух и более языках.
- Посадка
- Сидеть свободно, без напряжения, не сутулясь и не облокачиваясь на спинку стула.
- Ноги поставить прямо на пол, одну возле другой, не вытягивая их и не подгибая.
- Туловище должно находиться от стола на расстоянии 15 – 16 см.
- Высота стула должна быть такой, чтобы угол между плечом и предплечьем был чуть меньше прямого.
- Плечи расслаблены.
- Локти слегка касаются туловища.
- Оригинал, с которого вы набираете, находится слева, хорошо освещен.
- Правила расположения рук.
- Форма кистей – округлая, как будто в каждой из них вы держите яблоко.
- Нажимать на клавиши следует легко, не задерживая их в нажатом положении.
- Исходная позиция пальцев рук (кончики пальцев слегка касаются основных клавиш):
- левая рука – ФЫВА
- правая рука – ОЛДЖ
- большие пальцы обеих рук не должны лежать косо.
- Техника удара (нажатия на клавиши)
При работе на клавиатуре компьютера можно различать два способа нажатия на клавиши:
- Первый – отрывистое легкое нажатие по клавише без удержания ее в нажатом положении для набора одного символа.
- Второй – длительное удержание клавиши для набора повторяющегося символа или использование ее для изменения действий следующей за ней клавиши.
Основные правила набора
Нажатие – толчок – четкий, отрывистый и легкий прыжок пальца к клавише без малейшего прижатия (без него не разовьется беглость). При тяжелых “прижимающих” ударах по клавишам может развиться заболевание суставов пальцев.
Нажатие по любым клавишам компьютера независимо от их расположения должны быть равномерными и одинаковой силы.
Нажатие по клавишам должны быть ритмичными. Упражнение в ритмичности – лучшее из упражнений, которое учит пальцы “читать” клавиатуру.
При нажатии по клавишам неосновной позиции палец должен возвращаться в свое основное положение.
При нажатии по клавишам пальцы не должны прогибаться, а не участвующие пальцы – приподниматься.
Буквы на клавиатуре расположены по принципу наибольшей повторяемости.
Наиболее употребительные буквы нажимаются указательным и средними пальцами обеих рук. Указательный палец наиболее развит, поэтому он обслуживает два вертикальных ряда клавиатуры как в левой, так и в правой зоне.
Исходная позиция – основной ряд клавиатуры (второй снизу). Пальцы на основном ряду располагаются следующим образом: левая рука – указательный палец на А, средний на В, безымянный на Ы, мизинец на Ф; правая рука – указательный палец на О, средний на Л, безымянный на Д, мизинец на Ж. Большие пальцы обеих рук находятся на клавише пробела.
Большое значение имеет правильная постановка рук на основном ряду и отработка правильного нажатия, т. к. от этого зависит успех дальнейшего изучения клавиатуры.
Буква Р печатается указательным пальцем правой руки. Палец смещается влево, нажимает по клавише Р и возвращается в основное положение. Буква П печатается указательным пальцем левой руки. Палец смещается вправо, нажимает по клавише П и возвращается в основное положение.
Нажатие по буквенным клавишам первого ряда производится с исходной позиции пальцев – с основного (второго) ряда. Сделав нажатие по буквенной клавише первого ряда, возвратите пальцы на исходную позицию, после чего сделайте пробел ребром большого пальца руки, свободной от нажатия. Левая рука: мизинец нажимает на букву Я, безымянный на Ч, средний на С, указательный на М и И. Правая рука: мизинец на букву Ё(или же , .), безымянный на Ю, средний на Б, указательный на Ь и Т.
Нажатие по буквенным клавишам третьего ряда производится с исходной позиции пальцев (второго ряда). Сделав нажатие по буквенной клавише третьего ряда, возвратите пальцы на исходную позицию, после чего сделайте пробел ребром большого пальца руки. Левая рука: мизинец нажимает на букву Й, безымянный на Ц, средний на У, указательный на К и Е. Правая рука: мизинец на З, Х, Ъ, безымянный на Щ, средний на Ш, указательный на Н и Г.
Нажатие по буквенным клавишам четвертого ряда производится с исходной позиции пальцев (второго ряда). Сделав нажатие по буквенной клавише четвертого ряда, возвратите пальцы на исходную позицию, после чего сделайте пробел ребром большого пальца руки. Левая рука: мизинец нажимает на букву Ё, и цифры 1и 2, безымянный на 3, средний на 4, указательный на 5, 6. Правая рука: мизинец \, =, -, безымянный на 0, средний на 9, указательный на 8, 7.
На тех же клавишах, где расположены цифры, “живут” знаки препинания и некоторые другие знаки. Их пишут, нажав клавишу <Shift>. Если вы пишите знак правой рукой, то клавишу <Shift> нажимаете мизинцем левой руки. Если вы пишите знак левой рукой, то клавишу <Shift> нажимаете мизинцем правой руки “рис. 2”.
Рис. 2
Инструкционная карта “Изучение исходной позиции”
Последовательность выполнения работы.
Сядьте перед компьютером совершенно прямо, не горбясь, так, чтобы середина туловища пришлась против букв П и Р.
Положите схему клавиатуры с левой стороны клавиатуры, а упражнение ниже схемы.
Создайте новый документ и установите параметры страницы: верхнее поле 2 см, нижнее - 2 см, левое –3,5 см, правое – 1,5 см.
Поставьте пальцы на исходную позицию: правую – ОЛДЖ, левую – ФЫВА.
Внимательно повторяйте и заучивайте буквы, которые в данный момент приходится нажимать. Строго придерживайтесь правильного распределения пальцев, которое указано на схеме.
Печатайте медленно, не спеша, без ошибок.
Для печатания заглавных букв одновременно нажать буквенную клавишу и клавишу Shift.
Клавишу пробела нажимать большим пальцем.
Изучение движений пальцев к буквам П, Р, Э.
Для написания буквы П указательный палец левой руки приподымают на 2 см, отводят немного вправо и делают нажатие по клавише П, затем указательный палец возвращают в исходную позицию, т.е. на букву А. Аналогично пишется и буква Р, только правой рукой, с отведением указательного пальца правой руки влево. Букву Э нажимают мизинцем правой руки, отводя его вправо.
Упражнения для изучения удара
Напишите каждую букву основного ряда по две строки через 1,5 интервала, а затем анологичным образом - слова.
ролд выф пролдж авыф
олово лада вода фалда ждала ложа вывод лава рыдала выдал жажда доводы
Упражнения для изучения движений пальцев на клавишах основного ряда
рыл ров рвы выл вол лов рад вал ода лад дар дал два пыл пар жар пыж
роды волы овод орлы долы арфы фары рады рвал орда вода лады дыра дары лава арфа полы пора пола пары павы лапы жало ждал жара лыжа ложа
оводы вдовы вывод вырыл довод дрофы аврал рыдал
рвала вдова выдал дрова додал фалды флора фалда право парад падал выпал опора ждала выжал жажда
выводы доводы аврора фарфор рыдала выдала вырыла давало порода правда продал подвал подала провал попало вправо выпало пропал оправа жаждал выждал дважды
радовал выдавал вырывал жаждала пропажа продажа прождал водопад выпадал
радовало выдавала вырывала продавал пропадал оправдал водопады выпадало подождал порождал
продавала пропадало продолжал подождала
Упражнения для ритмических занятий
Ритм это чередование ударов по клавишам через равные промежутки времени. Выработка равномерного ритма ударов достигается многократным написанием уже отработанных упражнений с нечетным количеством букв и цифр. Работать нужно под счет или звук метронома.
рыл рад лад дал пыл пар жар пыж
рыдал парад падал оводы жажда выпал выжал
вдова
Контрольные фразы к 1-й теме
Каждую фразу повторяем две строки.
папа продал фары
вдова подала воды
в ров падала вода
пыж попал в дрова
жара порождала пожары
дрофа попала в водопад
в подвал попадала вода
вдова продавала фарфор
лыжа дважды падала в ров
вдова вырвала жало овода